ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цели театра

Целью создания Театра является сохранение, развитие и пропаганда уникального самобытного культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, его духовного богатства, создание национального репертуара, отвечающего запросам современного зрителя. Через искусство театра необходимо вернуть молодежи и подрастающему поколению старинные обряды, игры, песни и танцы, найти, сохранить и развить музыкально-танцевальную культуру каждого народа Якутии как целостную систему традиционных жанров в их непрерывном историческом развитии от синкретичных форм обрядового фольклора до современных.

Самым важным результатом осуществления данного проекта  станет укрепление дружбы между народами Республики Саха (Якутии), Российской Федерации и всего мира,  развитие дальнейшего культурного сотрудничества, более глубокое изучение  культуры, традиций, обычаев коренных малочисленных народов Севера.

Для достижения поставленной цели, для сохранения природного типа культуры народов Якутии как уникального явления в современной жизни представляется необходимым решить следующие задачи:

  • конкретизация звукоподражательных музыкально-вокальных

аккомпанементов животных, птиц и природных звуков;

  • изучение эпоса северных народов — нимнгакан эвенков, нимнгкан

эвенов;

  • конкретизация лексики северного танца;
  • изучение этнографической, исторической, музыковедческой

литературы по культуре и искусству народов Севера;

  • сбор фольклора с целью его применения в творческой работе;

6) создание репертуара истинно народных этно-спектаклей, обрядовых танцев;

7) объединение при театре народных исполнителей, артистов оркестра народных инструментов, музыкантов, хореографов, композиторов, ученых, писателей, режиссеров по развитию  и пропаганде традиционной  культуры коренных  народов Севера;

8) развитие национальных музыкально-танцевальных культур коренных пародов Якутии (долган, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей) через постановку на фольклорном материале театральных спектаклей с привлечением композиторов, писателей, ученых специалистов, носителей и исполнителей фольклора.

Приоритетные направления деятельности

Становление Театра в  период с 2014 по 2020 гг., возможно  при выборе и выполнении приоритетных условий развития. К таковым условиям относятся, прежде всего, уникальное культурное и историческое наследие народов Якутии  — одного из крупнейших арктических субъектов Российской Федерации. Через искусство театра вернутся к подрастающему поколению старинные обряды, игры, песни и танцы.

Основными приоритетами в рамках реализации данной концепции являются:

— комплексное взаимодействие творческих коллективов в театре:  реально существующего народного ансамбля «Гулун», музыкально-вокальной группы,  ансамбля народных инструментов, ведущих талантливых музыкантов и солистов из числа народов Севера;

— обеспечение охраны собственных традиций и достижений;

— продвижение в культурное пространство материальных и духовных культурных ценностей коренных народов Севера;

— обеспечение доступности культурных услуг и равных возможностей в  удовлетворении культурных и духовных потребностей коренных народов Севера;

— повышение конкурентоспособности Театра в Якутии, в России и в международном пространстве;

— создание репертуара, полностью отвечающего всем параметрам современного профессионального коллектива;

— спектакли по мотивам мифов, легенд, сказок, эпоса народов Севера;

          — подготовку кадров путем отбора  талантливой молодежи из числа коренных народов Севера (эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров, долганов…) и направления их для обучения  актерскому и режиссерскому мастерству в Школе-студии МХАТ, высших  театральных училищах  им. М.С. Щепкина и  Б. Щукина;

— создание видеоверсий всего репертуара;

— развитие международных связей с творческими коллективами циркумполярной зоны Арктики;

— организация фестивальной и гастрольной деятельности театра в республике, регионах, за рубежом в целях интеграции в российское и мировое культурное пространство;

— организация полевых экспедиций по сбору фольклору от знатоков традиционной культуры;

— трансформация того, что есть в магической, сакральной природе этнической культуры народов Севера, которая идет из глубины веков, и создание на сцене магического зрелища, ту завораживающую тайну, которую нельзя до конца постичь, а можно только чувствовать и угадывать.

Репертуарная политика и показ каждого представленного спектакля  театра должен иметь крепкий фундамент из самобытной традиционной культуры и истоков фольклорного начала  коренных народов Севера.   Предпосылки для исполнения данной задачи у театра есть.   Театр создан на базе народного ансамбля малочисленных народов Севера «Гулун», а в репертуаре ансамбля «Гулун» спектакли на основе юкагирской легенды «Белые волки», эвенкийского сказания «Скала любви», эвено-юкагирского эпоса «Тайна наскальных рисунков» и, благодаря этому в театре КМНС, поставлены два спектакля: по эвенкийской легенде «Гаса Хунаат» народного писателя Василия Харысхала и по пьесе Николая Курилова «О чем поешь в ночи, Белая Волчица…».

Коренные малочисленные  народы Севера  в театре не должны быть  обезличены. Самый важный аспект – это то, что театр обеспечит сохранность и развитие  духовной  культуры каждого народа в отдельности: юкагиров, долган, чукчей, коряков, эвенов и  эвенков.   Музыкально-танцевальная культура эвенов, эвенков, якутов, долган, юкагиров, чукчей, русских старожилов представляет собой в комплексе особый «северный» тип этно-музыкальных систем, сохранившийся в единственном месте на земном шаре, в Якутии. Для данного типа культуры коренных этносов Арктики характерны, в первую очередь, тесная связь с природой, связь со сферой звукоподражаний, окружающими природными звуками. Природный тип культуры этих народов ярко проявляется в развитом многотембровом пении и в звукоподражательных «птичьих» танцах, обрядовых действах традиционных жанров, эпосе, инструментальной музыке. Каждая музыкальная культура перечисленных народов обладает разветвленной системой жанров (песен, круговых танцев, инструментальной  музыки, эпоса, шаманского камлания), богатыми музыкальными традициями, сложившимися в результате взаимовлияния разных культур с древнейших времен до сегодняшнего дня. Бытование северных самобытных культур народов Якутии важно не только для показа, демонстрации их необычности, уникальности,  но и для укрепления самосознания этих народов, их патриотизма,  гордости  за самобытные культуры древних народов Якутии и за дальнейшее их развитие. Кроме того, возрождение и сохранение данных культур будет способствовать их научному изучению: выяснению происхождения этих культур, например, природы движения танца, его символики, интонирования, артикулирования, тембрового пения, функции музыкальных инструментов как прямого отражения особенностей песенных культур. Выяснение закономерностей развития музыкального и танцевального искусств народов Якутии необходимо для сравнения с культурами других народов.

Пути реализации

Для воплощения в жизнь данной Концепции необходимы:

— государственная поддержка;

— совершенствование нормативно-правовой базы;

— стабильное финансирование по направлениям:

— целенаправленный заказ для создания новых музыкально-хореографических произведений национального репертуара писателями, композиторами, драматургами, балетмейстерами, режиссерами Республики Саха (Якутия), России и всего мира;

— постановка в театре спектаклей национального репертуара;

— дополнительное стимулирование артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и художников — создателей спектаклей Театра;

— проведение в театре учебной и производственной практики и выполнение дипломных работ студентами Арктического государственного  института культуры и искусства, Республиканского колледжа культуры и искусства, обучающимися по творческим специальностям в других учебных заведениях, повышение квалификации работников театров;

— повышение качества и расширение разнообразия жанровых направлений (сказка, комедия, музыкальная комедия, хореографический спектакль, концерт);

— поддержка экспериментальных и малых форм театральной постановки, ориентированных на небольшое  количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями;

— поддержка гастролей театра c национальным репертуаром в места компактного проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), России, Ближнего и Дальнего Зарубежья.

— использование современных методов управления, опирающихся на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, PR-технологии.